0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Яйцо птицы загадка мироздания

Яйцо птицы загадка мироздания

Эти не столь уж простые уравнения вывел английский исследователь Т.К. Картер. Они описывают всем известную и простую, казалось бы, вещь — куриное яйцо. Руководствуясь первым уравнением, можно построить замкнутую кривую, близкую к эллипсу и соответствующую очертаниям яйца, а второе уравнение позволяет вычислить поверхность яйца. Из первого, основного уравнения можно вывести и формулу, определяющую объём яйца. Картер проверил свои уравнения, проведя серию измерений объёма куриных яиц с помощью измерения объёма воды, вытесняемой яйцом из сосуда, а затем сравнил результаты с расчётными величинами. Совпадение оказалось точным: математическая модель с большой точностью определяла реальную форму яйца. Однако эти формулы не могут объяснить, почему яйцо имеет именно такую форму. Причём надо заметить, что далеко не у всех птиц яйца похожи на куриные. Так, яйца филина или коршуна почти сферические, а у кулика или тонкоклювой кайры — ближе к конусу. Форма уже снесённого яйца не изменяется. Мало того, яйца одного и того же вида птиц могут иметь различную форму, но в узких пределах. Например, молодые самки сносят яйца продолговатые, а с возрастом — яйца более округлые.

Аристотель считал, что из более заострённых яиц вылупляются петушки, из округлённых — курочки. В начале XIX века натуралисты предложили гипотезу, согласно которой контур яйца примерно соответствует форме тела птицы, которая из него развивается. Им вторят современные дизайнеры, говоря, что яйцо — идеальный образец тары, максимально приспособленный для своего содержимого. Сторонники естественного отбора доказывают, что яйца различных видов птиц имеют форму, наиболее благоприятную для выживания в окружающих условиях. Так, яйца некоторых птиц, гнездящихся на уступах скал, имеют форму, близкую к грушевидной. Если такое яйцо слегка толкнуть, оно не покатится по прямой, а опишет круг. Таким образом, у него меньше шансов быть сброшенным со скалы порывом ветра или не слишком осторожной матерью. При этом следует заметить, что у кайры могут быть яйца иной формы, но об этом умалчивается.

Ещё в 1772 году немецкий орнитолог Гюнтер утверждал, что контур яйца является результатом давления, оказываемого на него мышцами яйцевода, где оно формируется. В целом его утверждение считается верным и сейчас. Вначале яйцо существует в форме овоцита, находящегося в яичнике курицы (курица имеет лишь один яичник). Этот овоцит — зачаток яйца — впоследствии станет желтком. Овоциты, находящиеся на различных стадиях развития, вызревают обычно у кур-несушек по одному в день. Иногда бывает, что одновременно созревают два овоцита, тогда у яйца будет два желтка. Образование самого яйца происходит в яйцеводе. Он тоже у курицы один. Точнее, у зародыша сначала развивается по два яичника и яйцевода, но правые в ходе дальнейшего эмбрионального развития регрессируют и остаются только левые. Это характерно для многих птиц.

Освободившись от фолликула, овоцит попадает в своего рода воронку — начало яйцевода, а затем в яйцевод, где происходит его оплодотворение и дальнейшее развитие. Стенками яйцевода вырабатывается альбумин, из которого состоит белок яйца, — этот процесс длится примерно четыре часа. Окружающий желток тонкий, но плотный слой белковой оболочки образует спирально извитые тяжи-халазы; они поддерживают желток в центре яйца. Яйцо, снабжённое теперь белком, продолжает свой путь. Вокруг белка образуются две оболочки. Сначала они прочно соединены, затем разделяются. Наконец, яйцо попадает в матку. К этому моменту оболочки ослабляются и как бы «плавают» вокруг белка. В течение последующих пяти часов происходит постепенное проникновение воды и солей сквозь оболочки до тех пор, пока они снова не растянутся и яйцо «вздуется». Этот предварительный процесс необходим для кальцинирования скорлупы, которое происходит в течение последующих 15—16 часов.

Скорлупа состоит главным образом из кальцита — кристаллов карбоната кальция. Она трёхслойная: внутренний слой, составляющий треть толщины скорлупы, состоит из конических кристаллов, скреплённых белковыми мостиками, следующий слой состоит из тесно прижатых друг к другу столбчатых кристаллов карбоната кальция. Всё это покрыто тонкой кожицей (кутикулой), которая образуется непосредственно перед откладыванием яйца. Если бы яйцо не подвергалось воздействию внешних сил, пока оно ещё эластично, оно тяготело бы к сферической форме. Эти внешние силы — мышечного происхождения. Стенки яйцевода имеют два слоя мышц: внутренний, с кругообразными мышцами, проталкивает яйцо к яйцеводу, и наружный, состоящий из продольных мышц, служит для облегчения прохождения яйца. В зависимости от того, насколько растянут яйцевод, яйцо встречает на своём пути большее или меньшее сопротивление и будет более или менее продолговатым. Тот факт, что один конец яйца более округлён, а другой более заострён, безусловно, связан с асимметрией воздействующих на него сил, однако, как это получается — неясно, но точно известно, что яйцо движется и выходит наружу, как правило, тупым концом вперёд, а не острым.

У многих видов птиц, благодаря отложению пигментов в скорлупе, яйца окрашены. В популярной литературе бытует ошибочное мнение, что скрытые от посторонних глаз в дуплах или норах яйца не нуждаются в покровительственной окраске. То есть, меняются местами причина (окраска скорлупы) и следствие (способ гнездования). В силу объективных причин птицы не могут влиять на окраску скорлупы своих яиц, но способны посредством проб и ошибок разместить или сконструировать своё гнездо таким образом, чтобы успешно оставить потомство. Иначе говоря, окраска скорлупы яиц прямо или косвенно оказала влияние на способы гнездования и гнездостроение у птиц и, соответственно, на выживаемость вида (Балацкий, 1994).

Форма не единственная загадка яйца. Вот ещё одна: откуда птицы берут кальций для скорлупы? В среднем скорлупа куриного яйца весит 5 граммов, из них 2 грамма приходится на кальций. Формирование скорлупы длится 16 часов, и, таким образом, организм курицы должен вырабатывать 125 миллиграммов кальция в час. Но общее количество кальция, циркулирующего в крови курицы, примерно равно 25 миллиграммам. Где же курица берёт остальной необходимый ей кальций? По-видимому, из пищи. Но нетрудно доказать, что курица, каков бы ни был рацион её питания, не способна переместить кальций из своего пищеварительного аппарата в кровь, а оттуда к формирующемуся яйцу в таком быстром темпе, какой необходим для образования скорлупы. Это означает, что, если она не будет использовать кальций непосредственно из своего организма, положение её окажется трудным. И тогда курица обращается к дополнительному резерву кальция, находящемуся в её скелете. Речь идёт о вторичной скелетной системе. Это тонкие осколки костей, которые развиваются в серединных полостях большинства её костей. В момент кальцинирования скорлупы эти запасные косточки рассасываются, высвобождая кальций, который идёт на строительство скорлупы, и фосфаты, которые выбрасываются с мочой. В ходе этого процесса курица может мобилизовать до 10 процентов своего костного вещества менее чем за день. Это явление удивительное, но не уникальное: подобными возможностями обладают все изученные в этом отношении птицы. Запасные косточки у птиц должны были развиться в ходе эволюции одновременно с появлением яиц в плотной кальцинированной скорлупе. Они есть только у самок в период воспроизводства и никогда не встречаются у самцов.

Ещё один не менее интересный вопрос: как эмбрион дышит сквозь скорлупу? Его жизнь будет невозможна, если он не будет получать извне кислород и выбрасывать углекислый газ. Более того, эмбрион должен выбрасывать водяные пары. В ходе развития зародыш поглощает жиры желтка, а в результате обмена веществ из них образуется вода. И если часть этой воды не будет выводиться через скорлупу, птенец просто утонет. Газообмен происходит сквозь микроскопические поры между кристаллами кальцита, образующими скорлупу и не соединёнными между собой идеально плотно. Интенсивность газового обмена зависит от количества пор, их средней величины, толщины скорлупы и длительности инкубации.

Любопытно, что у всех птиц количество потерянной в процессе инкубации воды всегда равно примерно 15 процентам начальной массы яйца. А ведь яйца у различных птиц чрезвычайно разнообразны и по своим размерам, и по содержанию белка и желтка, неодинакова также и продолжительность инкубации. Так, масса яиц может варьировать от 300 миллиграммов (колибри) до 9 килограммов (не так давно исчезнувший мадагаскарский эпиорнис). Период инкубации может длиться от 11 до 80 дней. Пропорция желтка в яйце может составлять от 14 до 67 процентов. И при всём этом «правило 15 процентов» всегда остаётся в силе.

Каким же образом достигается это постоянство? В каждом случае по-своему. Так, например, яйца буревестника похожи на куриные — и по величине, и по толщине скорлупы. Но период инкубации у буревестника длится 52 дня, а у курицы только 21. Казалось бы, потеря воды у буревестника должна быть больше. Однако этого не происходит: количество пор в скорлупе значительно меньшее—3700 против 12400 у кур. Птицы, живущие на больших высотах, где потеря воды должна быть большей из-за низкого атмосферного давления, откладывают яйца, скорлупа которых имеет меньше пор, чем у тех, что живут на уровне моря.

Регуляция потери воды за период инкубации зависит также от влажности гнезда. Эксперименты показали, что относительная влажность гнезда всегда выше влажности окружающего воздуха и примерно одинакова у самых различных птиц. Не означает ли это, что птицы обладают «гигрометром» и умеют вентилировать гнездо, чтобы постоянно поддерживать в нём необходимый микроклимат, какова бы ни была температура и влажность снаружи? Во всяком случае, биологи не раскрыли ещё всех загадок такого обыденного явления, как яйцо.

Читать еще:  Как готовить курицу в кляре

Яйцо птицы загадка мироздания

Ещё в 1772 году немецкий орнитолог Гюнтер утверждал, что контур яйца является результатом давления, оказываемого на него мышцами яйцевода, где оно формируется.

В целом его утверждение считается верным и сейчас.

Вначале яйцо существует в форме овоцита, находящегося в яичнике курицы (курица имеет лишь один яичник). Этот овоцит — зачаток яйца — впоследствии станет желтком.

Овоциты, находящиеся на различных стадиях развития, вызревают обычно у кур-несушек по одному в день.
Иногда бывает, что одновременно созревают два овоцита, тогда у яйца будет два желтка.

Образование самого яйца происходит в яйцеводе. Он тоже у курицы один.
Точнее, у зародыша сначала развивается по два яичника и яйцевода, но правые в ходе дальнейшего эмбрионального развития регрессируют и остаются только левые.
Это характерно для многих птиц.

Освободившись от фолликула, овоцит попадает в своего рода воронку — начало яйцевода, а затем в яйцевод, где происходит его оплодотворение и дальнейшее развитие.
Стенками яйцевода вырабатывается альбумин, из которого состоит белок яйца, — этот процесс длится примерно четыре часа.

Окружающий желток тонкий, но плотный слой белковой оболочки образует спирально извитые тяжи-халазы; они поддерживают желток в центре яйца. Яйцо, снабжённое теперь белком, продолжает свой путь.

Вокруг белка образуются две оболочки. Сначала они прочно соединены, затем разделяются. Наконец, яйцо попадает в матку. К этому моменту оболочки ослабляются и как бы «плавают» вокруг белка.
В течение последующих пяти часов происходит постепенное проникновение воды и солей сквозь оболочки до тех пор, пока они снова не растянутся и яйцо «вздуется».
Этот предварительный процесс необходим для кальцинирования скорлупы, которое происходит в течение последующих 15—16 часов.

Она трехслойная: внутренний слой, составляющий треть толщины скорлупы, состоит из конических кристаллов, скреплённых белковыми мостиками, следующий слой состоит из тесно прижатых друг к другу столбчатых кристаллов карбоната кальция.

Всё это покрыто тонкой кожицей (кутикулой), которая образуется непосредственно перед откладыванием яйца.

Если бы яйцо не подвергалось воздействию внешних сил, пока оно ещё эластично, оно тяготело бы к сферической форме. Эти внешние силы — мышечного происхождения.

Стенки яйцевода имеют два слоя мышц: внутренний, с кругообразными мышцами, проталкивает яйцо к яйцеводу, и наружный, состоящий из продольных мышц, служит для облегчения прохождения яйца.

В зависимости от того, насколько растянут яйцевод, яйцо встречает на своём пути большее или меньшее сопротивление и будет более или менее продолговатым.

Тот факт, что один конец яйца более округлён, а другой более заострён, безусловно, связан с асимметрией воздействующих на него сил, однако как это получается — неясно, но точно известно лишь то, что яйцо движется и выходит наружу тупым концом вперёд, а не острым

В популярной литературе бытует ошибочное мнение, что скрытые от посторонних глаз в дуплах или норах яйца не нуждаются в покровительственной окраске. То есть, меняются местами причина (окраска скорлупы) и следствие (способ гнездования). В силу объективных причин птицы не могут влиять на окраску скорлупы своих яиц, но способны посредством проб и ошибок разместить или сконструировать своё гнездо таким образом, чтобы успешно оставить потомство.
Иначе говоря, окраска скорлупы яиц прямо или косвенно оказала влияние на способы гнездования и гнездостроение у птиц и, соответственно, на выживаемость вида (Балацкий, 1994).

Форма не единственная загадка яйца
. Вот ещё одна: откуда птицы берут кальций для скорлупы?

В среднем скорлупа куриного яйца весит 5 граммов, из них 2 грамма приходится на кальций.
Формирование скорлупы длится 16 часов, и, таким образом, организм курицы должен вырабатывать 125 миллиграммов кальция в час.
Но общее количество кальция, циркулирующего в крови курицы, примерно равно 25 миллиграммам.
Где же курица берёт остальной необходимый ей кальций?
По-видимому, из пищи.
Но нетрудно доказать, что курица, каков бы ни был рацион её питания, не способна переместить кальций из своего пищеварительного аппарата в кровь, а оттуда к формирующемуся яйцу в таком быстром темпе, какой необходим для образования скорлупы.

Это означает, что, если она не будет использовать кальций непосредственно из своего организма, положение её окажется трудным. И тогда курица обращается к дополнительному резерву кальция, находящемуся в её скелете.

Речь идёт о вторичной скелетной системе. Это тонкие осколки костей, которые развиваются в серединных полостях большинства её костей. В момент кальцинирования скорлупы эти запасные косточки рассасываются, высвобождая кальций, который идёт на строительство скорлупы, и фосфаты, которые выбрасываются с мочой.

В ходе этого процесса курица может мобилизовать до 10 процентов своего костного вещества менее чем за день. Это явление удивительное, но не уникальное: подобными возможностями обладают все изученные в этом отношении птицы. Запасные косточки у птиц должны были развиться в ходе эволюции одновременно с появлением яиц в плотной кальцинированной скорлупе. Они есть только у самок в период воспроизводства и никогда не встречаются у самцов.

КУРИЦА ИЛИ ЯЙЦО? (загадка — парадокс)

Типичным примером невозможности решения задачи из-за отсутствия точных определений является старая загадка о курице и яйце. Вопрос: что появилось раньше другого – курица или яйцо?

РЕШЕНИЕ

Многие приходят к ответу, что первым появилось яйцо. Но используют для рассуждения неверную «точку опоры выводов». Яйцо было первым не по теории эволюции, не из-за того, что рептилии были раньше птиц. С таким же успехом можно предположить, что первым был цыплёнок. Ведь курица появляется не из яйца, а из цыплёнка, а, чтобы появилось яйцо, нужен петух. Подобные предположения есть лишь уловки, отвлекающие от существа спора. Стоит лишь предположить, что птицы были и до рептилий или других животных, несущих яйца, то подобные решения разваливаются на глазах из-за отсутствия точной логической схемы рассуждения по существу спора. Подобные рассуждения можно элементарно аннулировать более точной формулировкой вопроса: что появилось раньше – курица или куриное яйцо? Теперь уже не может быть речи ни о каких рептилиях и других животных.

Можно ответить на вопрос шуткой: если взять аналогию с рождением ребёнка, черты которого определяются генами мужчины, то первым появился петух. Если же подойти серьёзней, то получается следующее рассуждение.

Отбросив определение «курицы» как взрослой особи, из-за которого выходит, что раньше появилось яйцо, потому что из яйца вылупляется не курица, а цыплёнок, из которого уже потом вырастает курица, получаем абстрактное определение «курицы» как набора присущих только ей признаков. Тогда «яйцом» будет её зародыш. Отталкиваясь от этого определения, а, также приняв во внимание аксиому – один вид не может образоваться из другого в течение жизни одной особи – можно заключить, что первым, всё-таки, появилось яйцо. Потому что даже, если произойдут большие изменения с одной взрослой особью «некурицы» в течение жизни, она «курицей» не станет, иначе это могло бы происходить постоянно. Ведь если колли постричь под борзую, она ей не станет. Поэтому набор новых признаков «курицей» становится только с рождением новой особи, то есть в новом яйце. Это яйцо уже можно назвать куриным, потому что из него вылупится курица, как вид. И не важно, что оно появилось у «некурицы».

Кто-то подумает, что если принять за «точку опоры выводов» не определение «курицы», а дефиницию «куриное яйцо», то ситуация поменяется коренным образом и окажется, что первым тогда следует считать появившейся «курицу». То есть опираясь на определение «куриное яйцо» – зародыш, снесённый ТОЛЬКО КУРИЦЕЙ – они скажут, что яйцо от «некурицы», в котором находится зародыш уже «курицы», нельзя считать первым. Ведь только вылупившаяся из него «курица» снесёт настоящее «куриное яйцо», следуя определению. Но это рассуждение неверно. Потому что таким образом нарушается принятая за истинную аксиома – ОДИН ВИД НЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ИЗ ДРУГОГО В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ОДНОЙ ОСОБИ. А данным рассуждением предполагается появление «курицы» из яйца, зародыша «некурицы». То есть этим неверным рассуждением предполагается, что зародыш «некурицы» из «яйца некурицы», взрослея в течение жизни, становится уже «курицей». С таким же успехом можно предположить, что из рыбьей икринки появится не рыба, а змея, лягушка или крокодил, или с равной долей вероятности – инопланетянин или человек. Таким образом, верной «точкой опоры выводов» является понимание «курицы» – набор признаков – как вида, из которого уже затем следует определение «куриного яйца», как «зародыша курицы», уже как взрослой особи этого вида. То есть сначала следует дать общее понятие, определить вид животного – «курицы», – а затем уже перейти к частному определению – «куриное яйцо». Если же не уточнять определения, то есть, фактически, рассматривать абстрактный вариант: первое – источник второго, второе – источник первого – то ответа не найти.

КРИТЯНЕ Парадокс Эпименида-критянина о критянах-лжецах

Так, с глубокой древности был известен парадокс Эпименида — критянина: «Все критяне лгут». Если все критяне лгут, то ложно и утверждение самого Эпименида./. / Теория множеств строилась на таком самом широком понимании множества, при котором стиралось различие между множеством и его элементом (предполагалось, что множества могут быть собственными элементами)./. / В контексте в подобных случаях, по Расселу, надо различать, к каким логическим уровням, логическим типам объектов относятся высказывания: к «индивидуальным» (отдельные объекты), их классам, классам классов и т.д. Предлагалось и принципиально иное решение вопроса об отношении множества, совокупности и их элементов: то, что включает всю совокупность, не должно включать себя. Слова «все критяне лгут», стало быть, имеют смысл только при предположении, что в класс «все критяне» Эпименид не включил себя самого. Впрочем, парадоксы теории множеств другие авторы предлагали решать иными способами».

Читать еще:  Картофельная запеканка из курицы в духовке

РЕШЕНИЕ

И здесь возможны лишь два варианта:

1) если все критяне только лишь лгали в тот период, который подразумевает Эпименид, не говоря правды, то обобщение Эпименида ИСТИННО;

2) если хотя бы один критянин говорил правду в тот же отрезок времени, значит, обобщение Эпименида ЛОЖНО. Для первого варианта можно привести такую аналогию. Можно какое-то время пить чай, а затем перейти на кофе; можно долго молчать, потом заговорить; группа студентов может отвечать на вопросы неверно, то есть, фактически, лгать, а, подучив, говорить правду, хотя бы некоторые студенты. И здесь то же самое: если все критяне лгут какое-то время, это не значит, что они не могут сказать истину, правду, хотя бы один из них. Упущение этого момента приводит к ошибке.

К этому рассуждению нужно добавить и такое понимание обобщения: Эпименид, говоря, лгут, мог иметь в виду, что критяне временами лгут, а иногда говорят правду, как все люди, наверное, или большинство. Но если он хотел сделать истинное обобщение, то подтверждение половины факта недостаточно, это всё равно ложь. Потому что для истинного обобщения нужно было бы сказать: «Все критяне лгут и говорят правду» или «Все критяне иногда лгут (иногда говорят правду)» и т.п.

Можно было бы порассуждать ещё иначе, например, опираясь на критерий очевидности лжи Эпименида:

1) все критяне даже в течение небольшого отрезка времени не могут лгать, если их достаточно много, и они не заняты одним делом, из чего можно было бы увидеть, что они все лгут;

2) Эпименид не мог знать, что делают все критяне, если их достаточно много, хотя то, что человек хотя бы раз в своей жизни лжёт, можно доказать в принципе, к примеру, исходя из того, что любая ошибка есть ложь – искажение истины, правильного порядка.

Но эти основания и им подобные на самом деле не влияют на окончательный ответ этого парадокса:

обобщение Эпименида — критянина «все критяне лгут» является НИ ИСТИННЫМ, НИ ЛОЖНЫМ.

Потому что его нельзя проверить сейчас технически, а также возможно, что и в период его возникновения нельзя было проверить, ведь для этого нужно было бы знать, лжёт ли каждый критянин, чтобы подтвердить истинность обобщения, либо знать, что, хотя бы один критянин не лжёт, для опровержения сообщения.

Итак, ответ: обобщение Эпименида ни истинно, ни ложно, как и вообще все высказывания на момент появления

МИРОВОЕ ЯЙЦО

В Древнем Египте в одном магическом папирусе упоминается яйцо из земли и влаги, которое было снесено на первом холме, поднявшемся из безграничного водного пространства. Этот предвечный холм показывали в разных частях Египта. В «Книге Мертвых» говорится, что на этом холме было свито гнездо, в котором из гусиного яйца «великого Гоготуна» появилось солнце, создавшее богов и людей. По верховьям Нила рассказывали о боге-горшечнике Хнуме, который вылепил на гончарном круге из нильской глины огромное яйцо, откуда вылупились солнце, звезды, земля и люди. Известен был и миф о боге Хнуме, выплюнувшем изо рта мировое яйцо, из которого вышел бог Птах, создавший небо и землю.

В Вавилоне говорили, что на небе, состоявшем из воды, вылупилась из яйца богиня Иштар в образе голубя. Он положил в реку Евфрат яйцо и высидел из него небо и землю. В Финикии считали началом всего темный и движущийся воздух. Над ним носился ветер, который смешал воздух с эфиром, в результате чего родилось яйцо, из которого воссияли солнце, луна и звезды. Геродот рассказывал, что по древним преданиям греков мир был создан из яйца, снесенного птицей феникс в святилище Гелиоса. Орфики верили, что в начале всего было могучее время Хронос. Оно родило эфир, огненную стихию и хаос — темную, беспредельную бездну. Из них образуется блестящее, серебряное яйцо. В яйце заключаются семена всех вещей, оно раскрылось, и из него вышел двуполый змей Протогон, или Фанес. Из верхней половины скорлупы яйца образовалось небо, а из нижней — земля.

В Упанишадах говорится, что мировое яйцо произошло от Пуруши. «Яйцо разбилось, она половина была из серебра, другая из золота. Серебряная половина стала землей, золотая— небом». По китайским мифам мир возник из «хунь-дуня» (хаоса), имевшего вид крупного яйца. В нём зародился Пань-гу с телом змеи и головой дракона. Он вырос и заснул в этом огромном яйце. Прошло 18 тыс. лет, прежде чем Пань-гу проснулся. Не зная как выбраться из яйца, он схватил огромный топор и с силой ударил им мрак перед собой. Яйцо раскололось. Все легкое и чистое поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз, образовав землю. Мифы о всемирном яйце известны у японцев и других народов.

Средневековые ученые считали, что этому мифу присуща глубоко философская концепция, возникшая в древних храмах и распространившаяся по всему миру. В действительности миф о вселенском яйце был у многих племен, олицетворявших небо в образе птицы. Туземцы Фиджи рассказывали, что земля появилась из скорлупы яйца, плававшего в море. Жители Гавайских островов говорили, что земля возникла из яйца морской птицы. Племена Новой Зеландии верили, что их острова произошли из скорлупы яйца, которое снесла морская птица. В яйце был дух, разбивший скорлупу. Полинезийский дух Таагароа в образе ястреба выходит из яйца, снесенного морской птицей, и сносит яйцо, из которого появляется мир. На острове Борнео записан миф о том, как дух в образе птицы разломал скорлупу яйца, в котором была земля. На острове Ниаса, расположенном юго-запад лее Суматры, верховный бог Луо Захо вылетел из яйца и сотворил мир. Батаки верят, что огромная курица снесла яйцо, из которого произошла Вселенная. В Африке племя хуаса рассказывало об огромной птице Фуфунде, снесшей яйцо, из которого возникли небо и земля.

В первой руне «Калевалы» говорится о том, что «мать воды, дева творенья» Ильматр носилась по голубому простору и опустилась на морские волны. Мимо нее пролетела дикая утка, искавшая места для гнезда. Ильматр высунула из воды колено, и утка положила на него шесть золотых яиц и седьмое железное. Ильматр просидела на яйцах два дня, и они скатились вниз в глубину. «Не погибли яйца в тине… Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая, из яйца, из верхней части стал высокий свод небесный, из желтка, из верхней части, солнце светлое явилось; из белка, из верхней части ясный месяц появился, из яйца, из верхней части звезды сделались на небе, из яйца, из темной массы тучи в воздухе явились». В древнейших вариантах этой руны фигурирует не дикая утка, а орел. Сам герой «Калевалы» — Калев был принесен в клюве орла, он тоже орел, который творит мир из яйца.

Возможно, что миф о мировом яйце сложился еще у охотников. Они отождествляли небо, солнце и луну с яйцами, снесенными когда-то птицей-великаном. Круглый свод неба, солнце и луна напоминали людям своей формой яйцо. Многие племена имеют одно слово для обозначения небесных светил а яйца. Тождество названий по форме луны, солнца и яйца — источник возникновения и культового почитания яйца. Пережитки отождествления солнца с яйцом сохранились в окрашивании яиц в красный цвет на пасху, в обычае при пожарах обносить вокруг здания яйца, веря, что огонь далее не распространится, бросать яйца в пламя пожара, чтобы погасить его.

Миф о птицах-демиургах и о мировом яйце проливает свет на то, почему в Библии бог-творец изображается как орел: «Я носил вас на орлиных крыльях», «люди укрываются в тени твоих крыльев» и т. д., а «святой дух» олицетворяется в образе голубя. Голубь почитался «священной птицей» в культах вавилонской богини Иштар, греческой богини Афродиты. В старину в православных «святодуховских» церквах были идолы этого божества, имевшие форму голубя.

В Библии сотворение мира начинается с того, что «дух божий носился над водой» (Бытие, 1, 2). Более точно эти слова переводят: «Душа (существо женского рода) или дух божий высиживал воду». «Руах элохим» — душа, или дух божий, представлялась в виде птицы, а создание чира уподобляли высиживанию наседкой огромного яйца. В славянском переводе книги Еноха сотворение мира прямо изображается в виде появления яйца.

Известный московский митрополит Филарет указывал, что слова «Дух божий ношашеся на верху воды» следует понимать как то, что мир был сотворен святым духом, который изображается в виде голубя. В семитических языках «святой дух» — женский образ, о нем говорится только в женском роде. В апокрифическом «Евангелии евреев» Христос называет святого духа своей матерью. В средневековом христианском искусстве бога-творца иногда изображали в качестве третьего лица троицы в виде голубя, летающего над хаосом.

Читать еще:  Как готовить отличные блюда из перепелов

В 1907 г. протоиерей И. Соловьев писал в книжке «Вера и церковь», что непонятные слова о боге, носившемся над водой, при сотворении мира следует связывать с действием птицы: словом «носился» обозначается действие, подобное действию птицы, носящейся над гнездом, сидящей на гнезде и теплотой своей согревающей и оживляющей яйца, и указывается на оживление богом новозданного вещества, на сообщение ему жизненной силы, потому, между прочим, в VII члене символа веры дух святой и называется «животворящим».

Слова «дух божий носился над водой» иногда переводят «ветер божий носился над водой», сравнивая «Руах элохим» с Нисруком (духом, ветром) из вавилонского мифа о сотворении мира. В Библии есть места, где «руах» означает ветер, дуновение, воздух. В Упанишадах говорится, что вначале была вода, над которой дышал, как ветер, Прагапати — творец мира. Он высидел золотое яйцо, из которого вышли боги и люди. По мусульманским представлениям бог в образе белого павлина творит Вселенную. В Иране мусульманские мистики суфии учили, что бог — «птичка без крыльев и перьев» — создал мир из «белой жемчужины» — яйца

Наука

Биология

Яйца курицу мучат

Ученые объяснили форму яиц у разных птиц

Ученые поняли, от чего зависит форма птичьих яиц. Выяснилось, что их форма зависит от одного параметра — способности к длительному, эффективному полету.

Подробнее:

Ученые нашли в бирманском янтаре птенца древней птицы

Яйца различных видов птиц различаются по весу, окраске, форме и степени симметрии. Однако большинство их имеют овальную, слегка вытянутую форму с одним более тупым и другим — более острым концом.

Колибри высиживают эллиптические яйца, совы — круглые, а ржанки — каплевидные, заостренные с одного конца. Причина, по которой яйца птиц имеют разную форму, интересовала ученых с давних времен.

Этим вопросом задавался даже греческий философ Аристотель, который ошибочно считал, что яйца, внутри которых развиваются птенцы мужского пола, имеют более заостренный конец.

Ответ на этот вопрос удалось наконец получить ученым из Принстонского университета, которые провели титаническую работу по изучению яиц и пришли к выводу, что форма яиц зависит от способности птиц отдельного вида к полету.

Согласно одному из традиционных объяснений, вытянутая форма яиц может мешать им скатываться из гнезд и позволяет проще проходить через клоаку.

«В отличие от классической гипотезы мы обнаружили, что полет может влиять на форму яиц. Птицы, которые хорошо летают, откладывают асимметричные или эллиптичные яйца. Вдобавок мы предположили, что мягкая мембрана яиц, а не их твердая скорлупа отвечает за все разнообразие их форм, которое мы наблюдаем в природе», — пояснила Мэри Касвелл, автор исследования, опубликованного в журнале Science.

Чтобы понять причину формирования яиц разной формы у разных птиц, международная команда ученых провела многошаговое междисциплинарное исследование с применением методов компьютерного моделирования и сравнительной биологии.

Подробнее:

Ученые рассказали о религиозных причинах эволюции кур

Для начала они изучили фотографии порядка 50 тыс. разнообразных яиц, принадлежащих 1400 различных видам птиц, живущим ныне и уже вымершим. Образцы были отобраны со всего земного шара и хранятся в базе данных Музея зоологии позвоночных в Беркли, Калифорния. Все они собирались натуралистами в течение XIX и XX века.

Чтобы формализовать описание различных форм яиц, ученые ввели всего два параметра — эллиптичность и степень асимметрии (отличие тупого конца от острого). Используя высокопроизводительные средства обработки изображений, а также описательные данные из той же коллекции, ученые смогли составить «карту» различных форм птичьих яиц. Так, самые асимметричные яйца оказались у песочника-крошки, наиболее эллиптические — у птичек малео с острова Сулавеси, которые откладывают их в нагретый солнцем песок или вулканический грунт.

Карта помогла заметить, что птицы, имеющие крылья, позволяющие им совершать эффективный с точки зрения аэродинамики полет и улетать далеко от гнезда, имеют более вытянутые и острые яйца.

«Вариации между размером и формой яиц у различных видов птиц не являются просто случайными, а связаны с различиями в экологии, в частности — способности каждого вида к уверенному и изящному полету», — пояснил соавтор Йозеф Тобиас из имперского колледжа Лондона.

Ученые считают, что яйца более вытянутой формы появляются у птиц, имеющих более гладкое, «аэродинамическое» тело, предназначенное к эффективному полету. Пингвины, которые не летают, но тоже имеют вытянутые яйца, — скорее исключение, подтверждающее правило, поскольку их тело имеет также обтекаемые формы для наименьшего сопротивления при плавании.

Те же птицы, что проводят много времени на земле, часто имеют более круглые яйца, для которых требуется более широкий яйцевод.

Космическое яйцо: что общего у «Курочки Рябы» и мифов о сотворении мира

Что такое «Космическое яйцо»? Разбираемся, как связаны Пасха, сказка «Курочка Ряба» и мифы о сотворении мира, встречающиеся в разных культурах.

Помните нашу детскую сказку про «Курочку Рябу»?

Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко; яичко не простое, а золотое. Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам новое яичко, не золотое – а простое».

Конечно, в оригинале сказка выглядит немного иначе: после того, как яичко разбито, нагнетается атмосфера настоящего ужаса, и весь мир начинает ходить ходуном ⓘ В обработке А. Н. Толстого это выглядит так: «Об этом яичке дед стал плакать, бабка рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закýрился, двери побутусились, тын рассыпался, верх на избе зашатался…» . Не сломанное яичко, а настоящая вселенская катастрофа.

Но это вполне логично, потому что «Курочка Ряба» — не о стариках, мышах и превратностях судьбы. Эта сказка стара как мир, и она восходит к древнейшим космогоническим мифам, рассказывающим о создании всего сущего и зарождении Вселенной. Почти в каждом таком мифе есть память о первом миропорядке, неком «Золотом веке» (тот же библейский Рай и «старые добрые времена» любой сказки), который стремятся восстановить боги, и в каждом таком мифе есть яйцо как символ космоса, противостоящего хаосу (хаос — беспорядок, космос, как водится, порядок). В этом ключе в «Курочке Рябе» дед и баба — понятное дело, демиурги, решившие сотворить мир. В этом им помогает волшебная птица (Курочка Ряба), которая традиционно является символом мира и начала новой жизни. Собственно, яйцо как символ космоса и всего сущего, или космическое яйцо, — и есть наше мироздание. Но почему оно разбивается в сказке? Его роняет мышь, хтоническое существо, связанное с землёй, посланник нижнего мира, который воплощает в себе идею всего тёмного, того, что не даёт появиться справедливому золотому миру («золотому веку»). В итоге волшебная птица предлагает демиургам создать другой мир. Так в сказе реализуется картина смены космических циклов: один завершается, наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира, но хаос не может длиться вечно и наступает новый цикл, «простой» — так называется он в сказке.

Это родной и понятный нам сюжет, но в мире их существует огромное множество. Так, в мифологии орфиков ночь, Эреб и хаос — первоначальные принципы; ночь кладет мировое яйцо, из которого появляется Эрос — творческий двигатель мира. В древнегреческом мифе о сотворении мира богиня всего сущего Эвринома восстаёт из Хаоса, зачинает от северного ветра Борея, представшего в образе змия Офиона, превращается в утку и откладывает мировое яйцо на волны. Офион высиживает его до тех пор, пока яйцо не разбивается и из него не появилятсяя «всё то, что только существует на свете». В гермопольской космогонии Древнего Египта белый гусь «Великий Гоготун», воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра. В «Калевале» есть сюжет, в котором «дочь воздушного пространства» утка зачала от восточного ветра и снесла на колени матери воды Ильматар несколько яиц, которые в конечном счёте разбились, и из их обломков родился мир. В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого появляется Брахма, о чём упоминается в «Махабхарате». Даже в мифологии адыгов началом временного отсчёта считается поднятое высоко в небо и разорвавшееся яйцо. Разбивание яйца символизирует у них возникновение, «восстановление» космоса.

Примеров можно привести сотни, а то и тысячи — мифологии всего Древнего Мира содержат этот сюжет. Но, видимо, нужно было, чтобы совпал День космонавтики с Пасхой, чтобы у всего интернет-сообщества случился великий инсайт, и мы вдруг увидели связь этих двух таких далёких явлений. Что это — косность религии, оторванность науки от почвы или повсеместное невежество, — разбираться не очень хочется. Пойду лучше разобью яичко в думах о мироздании под гул восторженной фразы дня «Яйцо, ты просто Космос».

P.S. Как вы догадались, текст был написан 12.04.2015, когда совпала христианская Пасха и День космонавтики. Но основные тезисы этой заметки актуальны и без привязки к данной параллели. Надеюсь, вы получили удовольствие

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию